ФКУ "Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ФКУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России»

Имеет ли право на получение сертификата гражданин, родившийся в зоне отселения после 01.01.1994?

Имеет ли право на получение сертификата гражданин, родившийся в зоне отселения после 01.01.1994?

Согласно положениям статьи 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ) установлено, что гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994 в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе в зону отселения), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона РФ (в том числе, обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета), не предоставляются.

Необходимо отметить, что вопрос соответствия Конституции Российской Федерации статьи 22 Закона уже рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (определение от 25.02.2013 № 235-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бобровой Любови Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 11 части первой статьи 13 и статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2015 № 1007-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Николаевой Аллы Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением части второй статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другие).

В перечисленных судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации отмечалось, что ограничивая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ, гражданам, которые переселились после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2013 № 235-О, преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, и направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на такого рода территории.

В тоже время Законом РФ не в полной мере урегулирован вопрос получения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона, гражданами, родившимися в зоне отселения либо в зоне проживания с правом на отселение после установленных частями второй и третьей Закона воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предельных временных значений, гарантирующих право на получение мер социальной поддержки (в том числе, после 01.01.1994).

Нормы статьи 22 Закона предусматривают дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация (как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях определения от 14.05.2015 № 1007-О, от 6.11.2014 № 2636-О и № 2671-О) основана на объективных критериях, к числу которых относится, прежде всего, уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.

По мнению ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России (далее – Учреждение), по смыслу, придаваемому данной норме законодателем, к началу проживания в радиоактивной зоне в силу прибытия туда следует приравнивать также и начало проживания в радиоактивной зоне в силу рождения. Родители указанных граждан добровольно приняли решение о необходимости рождения ребенка в зоне радиационного заражения, сознавая наличие и степень риска проживания в данной зоне, связанного с последствиями радиационного загрязнения. Данное мнение Учреждения полностью коррелируется с уже имеющейся по данным вопросам судебной практикой:

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23.05.2016 по делу № 33-1586/2016;

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.10.2015 № 33-37232/15;

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15.06.2015 по делу № 33-13827/2015.

Согласно указанным судебным решениям суды придают фактам «добровольно переселившийся в зоны радиационного загрязнения после 01.01.1994» и «родившиеся в зоне радиационного загрязнения» одинаковое юридическое значение.

Как следствие, граждане, родившиеся после 01.01.1994 в зоне отселения, в случае добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства не могут претендовать на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ.

Дополнительно следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации определением от 12.12.2016 № 83-КФ-511 отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы на определения судов первой и второй инстанции, признавшими законность отказа органа местного самоуправления в постановке гражданина, родившегося в зоне проживания с правом на отселение после 30.06.1986, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (размещено в Бюллетене по вопросам реализации Подпрограммы № 25).

Развернуть блок

Гражданин, эвакуированный из зоны отчуждения получил единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества. Имеет ли он право на получение сертификата?

 Гражданин, эвакуированный из зоны отчуждения (переселенный из зоны отселения, выехавший в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение) получил единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества. Имеет ли он право на получение сертификата?

Данный вопрос неоднократно рассматривался Брянским областным судом (определения от 01.09.2015 по делу № 33-3341/2015, от 22.03.2016 по делу № 33-1054/2016 от 05.04.2016 по делу № 33-1060/2016 и другие).

В изложенных определениях суд исходил из следующих положений законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ) указанным гражданам гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость жилых помещений.

Таким образом, гражданин, будучи обеспеченным жилым помещением по нормам, установленным действующим законодательством, в зоне отчуждения (зоне отселения либо зоне проживания с правом на отселение), получая единовременную денежную компенсацию совершает возмездное отчуждение жилого помещения, в результате которого он приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ данной категории граждан гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях регулируются нормами главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу статьи 53 которого граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Таким образом, вопрос постановки граждан указанной в вопросе категории на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть рассмотрен только после истечения срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса РФ.

 

Развернуть блок

Отдельные граждане данной категории подают заявление мотивируя тем, что они не обеспечивались сами жилыми помещениями, как граждане, относящиеся к данной категории, и считают отказ о включении в число участников основного мероприятия в связи с тем...

Отдельные граждане данной категории подают заявление мотивируя тем, что они не обеспечивались сами жилыми помещениями, как граждане, относящиеся к данной категории, и считают отказ о включении в число участников основного мероприятия в связи с тем, что они обеспечивались жильем как члены семьи гражданина данной категории незаконным

Данный вопрос рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации (определение от 5.11.2015 № 2542-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Уховой Лидии Ивановны на нарушение конституционных прав недееспособной гражданки Уховой Елены Владимировны пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), который признал, что обеспечение жильем гражданина данной категории как члена семьи гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исполнением Государством жилищных обязательств.

При этом Конституционный Суд РФ исходил из следующих положений законодательства.

Действующая на сегодняшний день редакция Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ) по-прежнему предусматривает меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, только в другой форме – через институт государственных жилищных сертификатов.

Согласно нормам части 3 статьи 3 Закона РФ установлено, что при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям; при этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору (часть вторая); если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону РФ и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону РФ, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Закон РФ в действующей редакции (пункт 2 части первой статьи 14, пункт 1 части первой статьи 15, пункт 7 статьи 17 и часть первая статьи 22) предусматривает однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в дополнение к установленному частью второй статьи 3 Закона РФ правилу о том, что при наличии у гражданина Российской Федерации права на предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки по различным основаниям одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по его выбору, был прямо закреплен принцип однократности обеспечения граждан, относящихся к перечисленным категориям, жилыми помещениями по одному из соответствующих оснований. Исходя из этого предоставление гражданину, относящемуся к таким категориям, жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения, согласно положениям жилищного законодательства Российской Федерации, осуществляемое с учетом количества проживающих совместно с ним членов семьи, по существу, означает реализацию в этой части обязательств государства, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда - как перед самим гражданином, так и перед членами его семьи, которые в этом качестве были обеспечены жилой площадью.

Тем самым исключается возможность повторного предоставления данной меры социальной поддержки гражданам из числа указанных категорий, которые ранее были обеспечены жилой площадью по тому же основанию, но после расширения состава семьи вновь были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Равным образом в силу части второй статьи 3 Закона РФ не допускается повторное обеспечение жильем по основаниям, связанным с чернобыльской катастрофой, тех граждан, которые реализовали (в том числе в составе семьи) свое право на предоставление данной меры социальной поддержки как принадлежащие к одной категории пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, а после приобретения другого статуса из числа предусмотренных данным Законом РФ и изменения состава семьи вновь могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 

Развернуть блок