ФКУ "Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ФКУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы

Могут ли граждане, уволенные с военной службы и вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, претендовать на получение единовременной денежной выплаты для приобретения (строит

Нет, не могут по следующим обстоятельствам.

Постановление Правительства РВ от 3 февраля 2014 г. № 76, утверждает Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Необходимо особенно обратить внимание, что данные Правила, определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – субсидии), а не единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее – ЕДВ).

Предоставление субсидии и выделение ЕДВ являются двумя совершенно разными способами жилищного обеспечения и ориентированы на разные категории граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства:

1.Субсидии предоставляются следующим категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба:

военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года;

военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях;

гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями;

членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет.

2.ЕДВ предоставляются гражданам, уволенные с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок расчета ЕДВ определен отдельным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 2011 года № 303).

Развернуть блок

Имеют ли право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (в рамках мероприятий, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы стран Содружества независимы

В данном случае при определении права на обеспечение жильем в рамках Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ необходимо, прежде всего, учитывать временные параметры увольнения с военной службы из воинских частей, дислоцированных в странах Ближнего Зарубежья, сравнивая их с датой 31 декабря 1994 года.

Вариант 1. Гражданин уволен с военной службы из стран СНГ до 31 декабря 1994 года.

В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-I (далее – Закон) гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законом, только до окончания переходного периода. Пунктом 2 Постановления ВСРФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был установлен срок переходного периода, предусмотренного Законом, - до 31 декабря 1994 г.

Если гражданин был уволен с военной службы из бывших республик СССР до окончания переходного периода, то на него распространяются порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Вариант 2. Гражданин уволен с военной службы из стран СНГ после 31 декабря 1994 года.

Согласно п.5 Постановления ВСРФ от 19.05.1993 № 4983-1 «О некоторых мерах, связанных с исполнением закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода (31.12.1994).

Особенное внимание необходимо обратить на тот факт, что Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ (подписано в г.Москве 28.03.1997 года) со стороны Российской Федерацией было подписано, но не ратифицировано.

Российская Федерация не приняла на себя обязательства на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы после окончания переходного периода, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств

В данном случае следует также учитывать положения Распоряжения Президента РФ от 09.02.2013 г. № 44-рп, которое фактически поддержало предложение Правительства РФ о намерении Российской Федерации не относиться к участникам указанного выше Соглашения.

Развернуть блок

Можно ли одновременно применять нормы Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и положения части 1 статьи 58 Жил

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010  № 342-ФЗ размер общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, в собственность бесплатно или по договору социального найма должен определяться в соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с данными законодательными нормами  норматив общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено семье вдовы военнослужащего, состоящей из двух человек разного пола (вдова и ее совершеннолетний сын) может варьироваться в интервале от36 кв. метров до 45 кв. метров (при условии отсутствия права на дополнительную площадь).

В отношении искомых противоречий между нормами части 1 статьи 58 Жилищного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ целесообразно сообщить следующее.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ выпущен позже Кодекса и является специализированным законодательным актом, регулирующим порядок и условия обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

При наличии противоречия между равными по юридической силе федеральными законодательными актами приоритет сохраняется за законом, который принят позже по времени и (или) является специальным актом, регулирующим спорные правоотношения.

Развернуть блок

Имеют ли граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, право на обеспечению жилыми помещениями (получение единовременной денежной выплаты), в порядке, установленном Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ, в дополнении к име

         В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ установлено, что полномочия по определению порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения переданы субъектам Российской Федерации. Указанный порядок должен быть установлен законодательным актом субъекта Российской Федерации.

При этом в указанный акт могут быть включены следующие положения.

Жилые помещения и единовременные денежные выплаты на строительство (приобретение) жилья предоставляются гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам  (далее – граждане), по нормам, указанным в статье 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случаях, когда:

гражданин и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

гражданином, проживающим в жилом помещении на основании договора социального найма, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

гражданином и членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения для постоянного проживания, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений.

В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, в период с даты  признания его органом местного самоуправления нуждающимся в жилых помещениях до даты представления документов в орган местного самоуправления или принятия решения не отчуждать такое жилое помещение, жилое помещение предоставляется гражданину по нормам, указанным в статье 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

В случае принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое гражданином и (или) членами его семьи на условиях договора социального найма, жилое помещение предоставляется гражданину по нормам, указанным в статье 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

При этом предоставление жилого помещения гражданину осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее тридцати шести квадратных метров.

 

 

 

Развернуть блок

Кто относится к категории граждан, указанной в абзаце 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ: «граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Феде

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

Таким образом, правом на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном Законом, могут иметь только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях, которые должны им предоставляться за счет средств федерального бюджета. При этом следует учитывать, что на указанный учет граждане, уволенные со службы, могли встать только в порядке, установленном  Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.

Другие граждане, указанной категории, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, могут претендовать только на получение жилых помещений на условиях договора социального найма из муниципального жилищного фонда.

Развернуть блок

Подлежат ли снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях граждане, уволенные с военной службы (службы), обеспеченные жилой площадью по установленным нормам за пределами субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания?

В соответствии с положениями подпункта «г» пункта 26 Правил  учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, граждане указанной категории снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае решения их жилищной проблемы.

Указанная формулировка имеет место в случаях, когда жилое помещение, занимаемое гражданином, оформляется ему в собственность в порядке приватизации.. Следует учитывать, что указанный порядок распространяется только на жилые помещения общая площадь которых больше установленных региональных учетных норм обеспечения жилой площадью.

Указанные выводы согласуются с имеющейся судебной практикой (решение Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № ВКПИ08-101).

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено и в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Таким образом, закрепив в подпункте "г" п. 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы, Правительство Российской Федерации действовало в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Развернуть блок