10 марта 2017 года в Минстрое России состоялось совещание под руководством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А.Меня, посвященное вопросам реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы. Основным вопросом, который обсуждался в ходе совещания – причины низких темпов оформления и выдачи ГЖС в рамках лимитов бюджетного финансирования 2017 года.
Институт государственных жилищных сертификатов, реализуемый в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы продолжает оставаться приоритетной формой обеспечения жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2017 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» для предоставления жилищных субсидий гражданам указанной категории в 2017 году предусмотрены средства в объеме 3,9 млрд. рублей, из них 3,1 млрд. рублей (около 80%) приходится на регионы России, представленные на указанном совещании.
Выпуск сертификатов состоялся уже в январе текущего года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 №25-р). В данном случае стоит отметить, что это самый ранний выпуск сертификатов, который ранее осуществлялся в рамках подпрограммы. Таким образом, регионам России были созданы самые оптимальные условия для оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам, которые имеют право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В том числе были учтены пожелания самих регионов России о необходимости выпуска сертификатов не позднее первого квартала планового года, чтобы успеть осуществить операции по оформлению и выдаче сертификатов до летнего периода, когда большинство граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, временно выезжают в районы с более благоприятными климатическими условиями.
Однако, как показали предварительные итоги реализации подпрограммных мероприятий, только в Иркутской области, Мурманской области и Красноярском крае работа по оформлению и выдаче сертификатов была организована на должном уровне. Органами исполнительной власти данных субъектов Российской Федерации за прошедший двухмесячный период освоено соответственно 87%, 75% и 63% выделенных данным регионам средств жилищных субсидий.
К сожалению, очень низкие темпы оформления сертификатов зафиксированы в Республике Коми. За прошедшие два месяца освоено только 7% от общего объема выделенных данному региону России средств. До настоящего времени не начали оформление сертификатов в Ханты-Мансийском автономном округе (в 2017 году выделено 158 млн. рублей), в Хабаровском крае (выделено 156 млн. рублей), в Архангельской области (выделено 135 млн. рублей).
Низкие темпы выдачи сертификатов имеют место в Ямало-Ненецком автономном округе (26,3%), Республике Саха (Якутия) (33,6%), Магаданской области (6,3%), Амурской области (25,2%).