Минстрой России, начиная с 2022 года, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из федерального бюджета для софинансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.
Соглашения (между Минстроем России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации) о выделении в 2022 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по жилищному обеспечению детей-сирот (далее – Соглашения, Мероприятия) заключены в полном объеме и своевременно поставлены на бюджетный учет в федеральном казначействе.
ВАЖНО: В Соглашения включены отдельные условия финансирования Мероприятий, обязательное выполнение которых необходимо для проведения операций по перечислению из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты:
1.Обязательная разработка и утверждение до 1 февраля 2022 года региональной государственной программы по обеспечению жильем детей-сирот, которая должна содержать ряд обязательных мероприятий, направленных на повышение эффективности жилищного обеспечения данной категории граждан.
2.Обязательная разработка и утверждение до 1 февраля 2022 года Перечня мероприятий, предусматривающих меры финансового и нефинансового характера, направленных на снижение накопившейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот.
3.Обязательные контрактация до 1 апреля 2022 года всех средств, выделенных для решения жилищной проблемы детей-сирот (заключение государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений для формирования специализированного жилого фонда, который может быть использован для решения жилищной проблемы детей-сирот).
4.Обязательное условие кассового освоения всех средств, выделенных для решения жилищной проблемы детей-сирот, до 1 декабря 2022 года.
В период с 01.02.2022 по 04.02.2022 Минстроем России совместно с ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России организованы и проведены совещания в режиме видеоконференцсвязи с уполномоченными органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, где реализуются мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот. В ходе совещаний:
обсуждались проблемные вопросы жилищного обеспечения данной социально значимой категории граждан;
анализировался положительный опыт отдельных регионов России по вопросам жилищного обеспечения детей-сирот;
обсуждались законодательные инициативы, необходимые для повышения эффективности мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот;
разъяснялись правовые аспекты отдельных моментов заключенных Соглашений;
разъяснялись новые нормы законодательства (в частности, Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), которые позволят расширить спектр применения средств, выделяемых для решения жилищной проблемы детей-сирот.
По результатам проведенных совещаний установлен перечень основных проблемных вопросов, с которыми столкнулись уполномоченные региональные органы исполнительной власти при реализации Мероприятий:
1. Недостаточность финансирования. В первую очередь это касается дотационных регионов (почти половина субъектов Российской Федерации), которые выделяют бюджетные ассигнования из бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели только на уровне софинансирования к выделяемым из федерального бюджета субсидиям.
2. Недостаточный размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, устанавливаемый Минстроем России, который не позволяет приобретать на рынке жилья квартиры необходимого качества с отделкой (в результате многие объявляемые конкурсы (аукционы) на приобретение жилых помещений в условиях сложившейся региональной рыночной конъюнктуры признаются не состоявшимися по причине отсутствия заявок об участии).
3. Ограничение возможности в приобретении жилых помещений в одном многоквартирном доме (не более 25%).
4. Неисполнение застройщиками договорных обязательств.
5. Нежелание застройщиков продавать квартиры для предоставления
их детям-сиротам в связи с отнесением их к социально неблагополучным,
что влечет за собой снижение стоимости других квартир в этом жилом доме.
Решения, принятые по итогам совещаний запротоколированы и находятся на контроле.
В частности, уполномоченным региональным органам исполнительной власти ПРЕДПИСАНО ПРЕДОСТАВИТЬ в Минстрой России:
до 14 февраля 2022 года:
план мероприятий по приобретению жилых помещений для детей-сирот, в соответствии с которым сроки контрактации также должны быть установлены не позднее 1 апреля текущего года, а также рассмотреть возможность расширения такого плана на весь бюджетный цикл начиная с 2022 года по 2024 год;
предложения по корректировки действующего законодательства препятствующего реализации мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот.
проблематику, возникающую при заполнении сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
до 1 апреля 2022 года:
обеспечить заключение государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда в том числе за счет средств федерального бюджета.
до 1 декабря 2022 года:
обеспечить кассовое освоение средств федерального бюджета в размере 100%.
В результате проведенных дискуссий Минстроем России собран достаточный информационно-справочный материал, для реализации мероприятий, которые планируется использовать для повышения эффективности Мероприятий, в том числе путем совершенствования правового поля, регулирующего вопросы жилищного обеспечения детей-сирот. В этом плане Минстроем России уже проводится значительный объем работы:
1.Разработан законопроект, предусматривающий внесение целого блока изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшимся без попечения родителей», в частности:
в целях решения жилищной проблемы детей-сирот одновременно с предоставлением жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусматривается новый механизм выдачи государственных жилищных сертификатов (однократное предоставление детям-сиротам государственных жилищных сертификатов для приобретения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации жилых помещений в собственность);
предлагается увеличить общее количество жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам и лицам из их числа, в одном многоквартирном доме, до 50 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме (в рамках действующего законодательства такой предельный лимит составляет 25%).
2.Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в приложение № 19 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – проект постановления), который предусматривает внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, направленных на повышение:
эффективности предоставления и распределения субсидий, предусмотренных для улучшения жилищных условий детей-сирот;
достоверности исходных данных, используемых для распределения субсидий, выделяемых для решения жилищной проблемы детей-сирот;
эффективности системы регионального планирования мероприятий по жилищному обеспечению жильем детей-сирот (в том числе, в условиях выполнения требования о сокращении накопленной задолженности в обеспечении жильем рассматриваемой категории граждан);
мотивированности уполномоченных региональных органов исполнительной власти на эффективную реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот;
эффективности освоения средств федерального бюджета, выделяемых для софинансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.
Минстрой России провел совещания с регионами России по вопросам жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8 февраля 2022
Документы
Протокол_ДФО_08.02.2022_2387
Размер:
1.5 Мб
Протокол_СЗФО_08.02.2022_2395
Размер:
1.6 Мб
Протокол_СибФО_08.02.2022_2386
Размер:
1.5 Мб
Протокол_СКФО_08.02.2022_2394
Размер:
1.3 Мб
протокол_УралФО_08.02.2022_2384
Размер:
1.3 Мб
Протокол_ЦФО_08.02.2022_2391
Размер:
1.7 Мб
Протокол_ЮФО_08.02.2022_2393
Размер:
1.3 Мб
ПривоФО_08.02.2022_2381
Размер:
1.8 Мб